05.12.2023
«Дорогами сказок. Что
почитать ребёнку дома?»
Уважаемые мамы и папы!
Покупая и читая книжки нашему малышу, мы часто ориентируемся на то, чтобы
всесторонне развивать и обучать его. А обычные старые сказки, кажутся нам
вчерашним днем. Однако сказка, несущая в себе тысячелетний опыт человечества,
во все времена оказывает влияние на развитие маленького человека: учит его
решать свои проблемы. Различать добро и зло, преодолевать препятствия, упорно
двигаться к своей цели, быть оптимистом. Все это вместе составляет психическое
здоровье, обеспечивающее жизненный успех. Я хочу познакомить Вас с основами
сказкотерапии, ведь именно родители, сталкиваясь с проблемами своего ребенка,
помогают ему найти правильное решение или выход из трудной ситуации.
Сказкотерапия– это лечение сказкой. Использовать эту
методику могут не только врачи и психологи, но и родители. Ведь самые обычные
народные сказки обладают целительными свойствами и очень полезны для малышей.
Дети, которым читают сказки, раньше начинают говорить, говорят более грамотно.
Хорошая сказка завораживает своим сюжетом, речевыми оборотами и позволяет
ребенку погрузиться в мир фантазий. Специалисты по нейролингвистическому
программированию утверждают, что метафора, используемая в сказке, обеспечивает
взаимодействие правого и левого полушарий. Известно, что левое полушарие
отвечает за логическое мышление, а правое – за эмоции, творчество, фантазию.
При прослушивании сказки работают оба полушария: левое следит за развитием
событий, а правое – дает возможность погружения во внутренний мир, развивая
воображение. В результате интенсивного взаимодействия между полушариями
образуется большое количество нейронных связей, которые существенно влияют на
способность к обучению и развитию интеллекта ребенка.
Наиболее ценные, целебные сказки, те,
что передавались из поколения в поколение. Сюжеты народных сказок связаны с
кризисами раннего детства, переживанием символических страхов, формированием
доверия к жизни. Для самых маленьких сказка – это мысленная репетиция
возможных форм поведения. Например, сказка «Колобок» помогает ответить на вопрос,
жизненно важный для ребенка: что будет, если отойти от мамы: 1шаг – хорошо; 2
шага – интересно; 3 - не страшно; 4 – тебя съели. «Репка» учит справляться с
трудностями: добавь еще силенок, потяни, еще немного, еще чуть-чуть – и все
получится.
Ребенок узнает, что мир очень сложен,
что в нем есть несправедливость, страх, сожаление и отчаяние – и это такая же
часть нашей жизни, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное –
сказки убеждают ребенка, что если человек не сдается, даже, когда положение
кажется безвыходным, не поддается на искушение, то он, в конце концов,
обязательно победит. Слушая сказки, дети невольно находят в них собственные
тревоги и стремятся использовать пример положительного героя в борьбе со своими
страхами и проблемами. Одна и та же сказка на разных детей оказывает разное
воздействие, но каждый ребенок находит в ней что-то свое, актуальное для него,
и, проживая вместе с героями сказки свои собственные эмоции, освобождаются от
негативных переживаний.
Наилучший способ оказать ребенку психологическую
помощь, используя сказки, - позволить им самим выполнять свои древние
психотерапевтические функции. То есть просто монотонным голосом читать ребенку
сказки на ночь. Народные волшебные сказки надо просто проживать, не переделывая
их и даже не осуждая. Глубинный смысл сказки должен оставаться скрытым от
ребенка. Сила сказки именно в том, что она действует на подсознание. Если мы
попытаемся перевести ее на сознательный уровень, сказка не достигнет своей
цели, утратит смысл. Сказка не только помогает ребенку осваивать окружающий его
мир и преодолевать трудности, она помогает взрослому лучше узнать своего
малыша, понять, какие у него проблемы. Ребенок обычно выбирает ту сказку,
которая отвечает на какие-то его вопросы, затрагивает волнующие его проблемы,
разрешает болезненные сомнения. И такую сказку малыш готов слушать и 5, и 10
раз подряд, может быть целый месяц. Не надо с ним спорить и предлагать другую
сказку, ведь именно эта сказка является лекарством, помогает решить какую-то
сложную проблему. И на эту трудную работу над сказкой нужно время. Когда
проблема решена или утрачивает свою актуальность, отпадает и необходимость в
этой сказке.
И тогда ребенок сам говорит: «Давай,
почитаем что-нибудь другое!»
Дорогие
папы и мамы, дедушки и бабушки!
Читайте
детям сказки, откройте для них этот добрый волшебный мир! Приобщите их к
прекрасному миру детской литературы, пока это еще в ваших силах.