28.11.2023
Осторожно !Игрушка!
Игрушка для ребенка – это не только
развлечение, но и развивающее пособие. Она должны быть полезной, а главное,
безопасной. В этой статье мы постараемся актуализировать и дополнить
представления о требованиях к безопасности детских игрушек, о критериях выбора
их с учетом безопасности для психического и физического здоровья ребенка.
Игрушки в значительной степени влияют на психическое развитие и личностное
становление детей дошкольного возраста. Они являются помощниками ребенка в
познании окружающего мира, в освоении различного вида деятельности,
способствуют развитию психических процессов. Положительный эффект от
использования игрушки зависит от ее правильного выбора. При неумелом подборе
она в лучшем случае становится просто предметом интерьера, в худшем – может
нанести значительный вред психическому и физическому здоровью ребенка.
По статистическим данным, из каждых 100 несчастных случаев, происходящих с
детьми, 15 связанны с игрушками. Среди лидеров печальной статистики-детские
пистолеты, магнитные конструкторы и воздушные шарики.
Выстрел из игрушечного пистолета пластмассовыми пульками и шариками, может
приводить к серьезным травмам. В большинстве стран мира, торговля подобными
игрушками категорически запрещена.
Магнитные конструкторы опасны тем, что при проглатывании нескольких шариков они
притягиваются друг к другу и вызывают формирование меж кишечных свищей. Это
требует срочной операции на брюшной полости.
Если ребенок надувает воздушный шарик ртом, то он может попасть в гортань,
перекрыть ее и вызвать гибель ребенка. В ходе исследования, проводившегося в
США в течение 20 лет, выяснилось, что половина смертей детей от игрушек связана
с воздушными шариками.
Весьма распространенный результат покупки некачественной игрушки –
аллергическая реакция на материал, из которого сделана игрушка, на краску,
наполнитель. К различным видам травм приводит покупка не соответствующих
возрасту игрушек с мелкими, плохо закрепленными деталями.
С появлением новых игрушек возникают новые опасности для детей, которые
взрослым необходимо знать и уметь выявлять. Важно понимать, какое значение
имеют различные игрушки для развития ребенка, научиться подбирать игрушку,
которая бы его развивала и была бы при этом безопасна. Ведь игрушки делают из
более ярких, привлекающих детей материалов. Они приобретают новые развивающие
возможности, средства воздействия на детей. И в то же время новые красители не
всегда безопасны, яркие цвета вызывают быстрое утомление глаз и нервной
системы. Игрушки могут оказывать пагубное влияние на психику ребенка.
Что же нужно знать, чтобы ориентироваться в мире игрушек. Как
ответить на вопрос какие педагогически ценные качества есть у данной игрушки,
каков ее развивающий потенциал (располагает ли к сюжетной игре, развивает ли
психические процессы, способствует личностному развитию ребенка и т.д.) и
безопасна ли она здоровья малыша.
Выбирая игрушку попытайтесь определить тип и назначение данной игрушки, ее
возможный развивающий эффект, позитивные и негативные стороны.
1. Оцените механическую (физическую) безопасность игрушки –
неспособность изделия наносить ребенку различного рода травмы.
Механическая безопасность игрушки -
прочность, безопасная конструкция, безопасный размер, безопасный вес,
безопасный звук.
2. Оцените химико-биологическую безопасность игрушки.
Запах. Игрушка не должна
обладать резким или неприятным запахом, говорящем о ее токсичности.
Цвет. Негативное
воздействие на зрение и нервно-психическое состояние ребенка может оказать
слишком яркий или «ядовитый» цвет игрушки.
Материал. Безопасность
материала, из которого изготовлена и которым покрыта игрушка, должна быть заверена
в специально прилагающемся паспорте. В нем также должно быть указано, что она
не является аллергенным раздражителем и не содержит вредных химических веществ,
не обладает токсичностью.
Гигиеничность. Возможность
мыть или стирать игрушку.
3. Оцените игрушку исходя из педагогической ценности игрушки:
а) возраст ребенка, на который рассчитана игрушка;
б) развивающее назначение игрушки;
в) категория по виду игр, на которых используется игрушка;
г) функциональные свойства;
д) художественно-образное решение игрушки;
4. На основе ниже приведенных психолого-педагогических критерий
безопасности игрушки оцените выбранное вами изделие.
а) отсутствие явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость
или вызывающих страх и тревогу;
б) отсутствие в игрушки грубого натурализма, в том числе сексуального
контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка;
в) функциональная привлекательность игрушки для ребенка (возможность
использования в сюжетных играх, в индивидуальной и коллективной деятельности);
г) возможность полифункционального использования игрушки для развития
способностей ребенка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие);
д) развивающий потенциал игровых действий. Дидактические свойства игрушки,
необходимые для развития детей;
е) эстетичность игрушки, отсутствие ошибок в ее конструкции, в описании логики
игры.
ж) соответствие игрушки принятым в обществе нормам и духовно-нравственным
ценностям.
Обратите внимание, что далеко не всегда можно объективно оценить все позитивные
и негативные стороны игрушек. Также внешне может никак не проявляться
концентрация вредных веществ в пластмассовых, ярких тканевых, резиновых
игрушках, в детской бижутерии. С учетом этого, необходимо покупать игрушки в
специализированных магазинах, помните, что если выбранная Вами игрушка
оказалась бракованной или с наличием вредных веществ, Вы в праве поменять ее на
другую или получить деньги назад.
Помните, какой бы не была игрушка, главное, чтобы она была
безопасной!